Омен / The Omen (2006)
"Судьба целого мира зависит от слезинки ребенка" Ф. Достоевский
Начало фильмов подобной тематики положил Роман Полански, поставив "Ребенка Розмари", фильма, над которым, считается тяготеет мистический рок.
В 1976 году выходит первый фильм из серии "Омен" с Грегори Пеком. Ремейк именно этого фильма был снят в 2006 году. Если это ремейк - практически весь сюжет фильма будет повторятся.
В семье Роберта Торна (Лев Шрайбер) и его супруги (Джулия Стайлз) рождается мертвый сын. Не желая расстраивать свою супругу, он соглашается на предложение неизвестного усыновить другого ребенка -Дэмиена, не подозревая о том, чей это сын на самом деле.
Во время торжества, праздника с большим количеством детей, молодая няня прилюдно заканчивает жизнь самоубийством, появляется новая претендентка миссис Бэйлок (Мия Фэрроу, сыгравшая в том злополучном фильме Романа Полански центральную роль) на это место, которая почему то без всяких сложностей проходит на это место.
При виде церкви, Креста с мальчиком случается приступ паники. В зоопарке звери впадают в ужасное состояние при виде Дэмиена.
Появляется священник отец Бренан, которого Питер Торн принимает даже за сумасшедшего, поскольку святой отец уверяет о необходимости умертвить ребенка, поскольку он — сын сатаны, антихрист, который был подсунут темными силами к человеку, который обладает большой политической властью в мире — Роберту Торну.
Через некоторое время, во время сильного проливного дождя, силы тьмы страшным образом карают отца Бренана, не добежавшего до спасительной для него церкви, за его попытку остановить шествие антихриста, Апокалипсиса. Правда, Бренен итак был не жилец.
Все эти сцены фильма: самоубийство няни, посещение зоопарка, гибель отца Бренена под проливным дождем в его отчаянной схватке за жизнь - все являются многочисленными кульминациями этого фильма, которые при сочетании определенной музыки, звуков создают ощущение тревоги, страха, что и характерно для фильмов ужасов.
Но затем Роберт Торн понимает, что все что говорил несчастный священник, оказалось правдой — перед ним действительно антихрист, цель которого — тотальная победа тьмы в мире, когда он полностью возьмет в руки власть.
Роберт понимает, что мальчика нужно остановить и остановить именно тем способом, о котором говорил Бренан — убить. Но сумеет ли Роберт Торн одержать победу в этой схватке, что будет с его женой, кем на самом деле была новая няня Дэмиена, случайно ли она здесь — зритель узнает все это в самом финале фильма.
Хоть и указано, что фильм создан в США, в фильме достоверно воссоздана специфическая атмосфера Великобритании, Италии, где разворачивается действие картины. Озеро, пустынная дорога, по которой едут герои Роберта и фотографа, в надежде разгадки, река.
Монастыри. Все это - создает состояние печали, декаданса. Но, как ни странно, не лишено и красоты.
Есть и различия от оригинала 1976 года: в начале показано появление кометы над Европой, которая появляется не просто так. Ее в телескоп видит священник.
Священники проводят собрание, в котором, опираясь на тексты, в свете определенных событий, которые произошли уже после 1976 года: теракт 11 сентября 2001 года, утверждают, что миру предстоит встреча со злом высокого уровня.
Также в этом фильме появляется новый герой: психотерапевт, к которому обращаются за помощью. Его появление делает акцент на психологическую линию фильма еще сильнее. Недолгая беседа Роберта с психотерапевтом в креслах один на один важна, как и важна позиция самого психотерапевта на все происходящее.
Важна и философская линия фильма. Поскольку перед опасностью, возникает экзистенциальный, обостренный поиск истины, первоосновы. Мы видим одну позицию: позицию людей религии, веры в лице Бренана, у которого вся его комнатка была обвешана листами из Библии, крестами, Буген Хагена в необходимости прежде всего поверить в Бога, в Иисуса Христа, только высокая вера прежде спасет от мистического зла.
Но вместе с этим, как ни печально нельзя назвать этих людей полностью правильными, подчеркиваю, что только в этом фильме, поскольку и тот и другой допускают пролитие крови причем в храме, что категорически недопустимо. Мы видим другую позицию: позицию материализма - атеизма, ярчайшим представителем которой является в первую очередь сам Роберт Торн.
Он даже уже незадолго до финала фильма, видя, что уже многое совершилось, говоря с журналистом по прежнему утверждает: "Нет ни Бога, ни дьявола, есть только здесь и сейчас". Но крутые повороты выстроятся так, что он должен будет под финал отойти от материализма и прийти так или иначе к вере: он будет читать молитву. Правда, при каком действии!
Тот выбор, перед которым оказалось человечество в этом фильме — один из самых неординарных в истории: жизнь человечества или жизнь ребенка. Сразу вспоминаются слова Ф. Достоевского: «Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке ребенка». Только вместо слезинки жизнь. А что изменится от того, что этот ребенок антихрист? Его жизнь по прежнему бесценна?
Оригинал 1976 года обладает продолжением, в которых раскрывается дальнейшая судьба, некоторых героев. У ремейка 2006 года продолжения нет. Хотя бы на данный момент.
Несмотря на апокалиптическую, экзистенциальную глубину фильма, которая заставляет задуматься о многих вещах: о необходимости выбора между религией, верой и атеизмом, не забыв судьбу Берлиоза из "Мастера и Маргариты" в том, что каждому может воздаться по вере его. Несмотря на высокое качество качество съемки, что фильм смотрится на одном дыхании от начала и до конца, запоминается, все же...
Все обладает своей энергетикой. Произведения, в которых побеждает тьма ("Вий») несут тождественную энергетику. Тоже самое и с фильмами. И то что происходит в этом конкретном фильме, самый наихудший сценарий развития от сложнейшего воображаемого выбора за всю историю мира. И это не позволяет оценить этот фильм выше чем
Ремейк культового фильма, спровоцированный удачным совпадением календарных дат — это ли не ультимативное подтверждение меркантильности кинопродюсеров?
Обычно ведь как оно бывает: либо спятивший на почве любви к оригиналу режиссер носится с идеей челобитного трибьюта как с писаной торбой, стремясь выразить нечеловеческий респект, либо за основу берется удачное кино, снятое сибирским Левшой в какой-нибудь географической заднице (в Европе, например, али в Азии). В случае с «Оменом», однако, налицо самая настоящая деградация совести.
Если у вас вдруг возникли опасения, что в процессе просмотра на вас будет зловонно дышать оскаленная пасть кинематографического буржуинства, можете со спокойной душой о них забыть. То есть принцип «Цель оправдывает средства», коим руководствовались создатели фильма, никуда, конечно же, не делся — он все еще здесь, чувствуется за версту. Однако в данном случае этот принцип работает, скорее, на пользу фильму, нежели ему во вред.
В конце концов, не все ли равно, с какой именно целью сняли нового «Омена»? Главное − как.
Фэмили реюнион
Возвращение франчайза к жизни — за вычетом причин, побудивших киношников к этому действу — можно было обставить по-разному. Например, так: прародитель всех современных ужастиков, серебривший вески наших пап и мам, сидит во главе многочисленного семейства, члены которого благоговейно прислушиваются к каждому слову пращура и скромно, по-девичьи пунцовеют, когда ловят его изучающий взгляд на себе. Одним словом — лепота.
На деле получилось чуток иначе: представьте себе человека, который после очень-очень-очень долгой командировки возвращается домой и видит, что ненаглядная молодежь за время отбытия вовсю хозяйничала в его сундуках с сокровищами и редкими находками. Да не просто переставляла вещи с их привычных мест на места непривычные, а уже успела выгодно вложить и даже местами усовершенствовать родительский инструментарий.
Проще говоря, в плане набора страшилок «Омен» не может предложить ничего нового. Пугать вас будут традиционно, в чем-то даже по-республикански, то бишь консервативно. Единственное преимущество над своими потомками — правда, весьма важное — в способности комбинирования.
Сообразные сцены из оригинальной картины, если вы не в курсе, вдохновили режиссера Джеймса Вонга на создание «Пункта назначения». Однако трилогия о Мрачном Жнеце, любовно косящем юрких подростков, эксплуатировала всего лишь одну составляющую, ставя все игровые фишки на зрелищность. Мистицизм же чаще всего выражался в таинственных порывах ветра при упоминании Безносой.
Выигрышность «Омена» в том и состоит — специально работать на сверхъестественность не нужно, религиозность тематики сделает все за вас. А зрелищность, если ее правильно подать, лишь добавит очарования.
Смотри, кому показываешь
Что нужно знать, оценивая новую вариацию старого сюжета? Образ среднестатистического обалдуя, для которого снято кино. А сняли его для современного атеистичного молодого зрителя, коим, к слову, и были забиты все кинотеатры мира шестого дня шестого месяца 2006 года. Этим юнцам, ничуть не опасающимся за свою бессмертную душу, прежде всего должны были сделать красиво.
И режиссер Джон Мур, поднабравшийся опыта на таких замечательных картинах, как «Полета Феникса» и «В тылу врага», сделал. Получилось действительно красиво — местами до изумления. В «Омене» все работает на антураж: на кричаще белую ванну с кровью, на женскую туфлю, упавшую на праздничный стол, на разлитый по снежной простыне бокал вина. Красный и белый — вот гербовые цвета картины. Символично? Куда уж боле. Притягивает взгляд? Поверьте на слово.
Актеры, вы удивитесь, тоже пашут. Для «Омена» жизненно необходимо было выбрать как талантливых лицедеев, которые не спасовали бы перед визуальным рядом, так и великих — тех, кто способен врезаться в память надолго. Первый актерский план — Стайлс и Шрайбер — товарищи несомненно талантливые. А вот второстепенных героев играют сплошь великие, факт.
Что до актера, который исполняет роль Дэмьена, то у него, пожалуй, получился чересчур злой малец, слишком рано осознавший свою сатанинскую сущность. Но все равно — внушает, даже несмотря на инфернальный гипноз (взгляд исподлобья, щеки надуты) и чрезмерную отстраненность. Связываться с таким нет никакого желания уже сейчас, даже не хочется знать, что за сэндвич он мастерит себе на кухне. Вполне вероятно, что в ингредиенты входят арахисовое масло и вырезка из бочков христианских младенцев. От такого всего можно ожидать.
Подводя итог, хочется дать парочку ценных советов и указаний. Не сравнивайте прошлое с настоящим. Прошлое, в особенности до костей культовое и уважаемое, всегда кажется лучше, даже если оно таковым на самом деле и не является. Не сравнивайте и — абстрагируйтесь. И тогда будет вам счастье, пусть и с душком вселенского зла.